Вертолеты на службе миротворцевУсловия применения армейской авиации в этих операциях были очень сложными. Что требовало тщательного изучения при определении количества сил и выборе подразделений, их хорошей подготовки.

Состав сил армейской авиации в миротворческих операциях был далеко не одинаковым. Он зависел от многих факторов. Важнейшими из них были следующие: цели участия российского воинского контингента в миротворческой операции; масштаб вооруженного конфликта и характер действий в нем враждующих сторон; состояние армейской авиации России; большая дороговизна и слабые возможности по воздушно-транспортному обеспечению миротворческой деятельности российского воинского контингента; решения международных организаций (Совет Безопасности ООН, Совет государств членов СНГ и др.); условия предстоящих действий авиации.

Из называвшихся ранее операций лишь в таджикском и осетино-ингушском конфликтах, кроме вертолетов армейской авиации, применялись штурмовики и истребители-бомбардировщики. И это не случайно. Как показал опыт, именно армейская авиация оказалась наиболее эффективной в решении, во взаимодействии с наземными войсками, задач в борьбе с противником, применявшим партизанскую тактику.

Армейская авиация продемонстрировала в миротворческих операциях очень важные свойства: способность решать огневые задачи; осуществлять транспортные перевозки; вести воздушную разведку с одновременным нанесением точечных огневых ударов; выполнять поиск и спасение экипажей.

Это значит, что против различного рода бандформирований она способна вести боевые действия, а кроме того, в интересах мирного населения участвовать в акциях по оказанию гуманитарной помощи, в интересах контрольных миротворческих миссий — выполнять задачи по их авиационному транспортному обеспечению и обеспечению безопасности.

В миротворческих операциях, проводившихся на территории бывшего СССР, наиболее крупные силы армейской авиации применялись для урегулирования осетино-ингушского конфликта и конфликта в Таджикистане. И это понятно: данные конфликты были наиболее кровопролитными и жестокими.

В миротворческой операции в Таджикистане в интересах 7-тысячной группировки войск в горно-пустынной местности и в условиях крайне острого противостояния вооруженных группировок на всей территории государства Россия выделила 33 вертолета (14 Ми-24, 18 Ми-8, 1 Ми-26). Эта группа была способна решать огневые, транспортно-десантные и ряд других задач.

В остальных миротворческих операциях состав сил армейской авиации был менее значительным. При этом ее авиагруппы были способны решать, в основном, транспортные задачи и вести воздушную разведку. Например, в Приднестровье в составе миротворческих сил в июле 1992 года была всего одна вертолетная эскадрилья управления и связи, насчитывавшая два боевых вертолета Ми-24 и четыре транспортно-боевых Ми-8. В последующем со стабилизацией обстановки в Приднестровье в составе авиагруппы осталось четыре Ми-8. В грузино-абхазском конфликте миротворческую операцию обеспечивали вначале (с октября 1994 г.) восемь транспортно-боевых вертолетов Ми-8 (два звена), а в 1998 году — всего лишь четыре Ми-8 (одно звено).

Состав сил армейской авиации в миротворческих операциях и миссиях в дальнем зарубежье полностью регламентировался резолюциями и другими документами Совета Безопасности ООН (см. табл.). Он обычно был небольшим — от 4 до 11 вертолетов. Это были лучшие машины: Ми-24 и Ми-8 различных модификаций. Например, в Анголе в составе Российской вертолетной группы армейской авиации Сухопутных войск насчитывалось 160 военнослужащих, 7 вертолетов десантно-транспортного назначения Ми-8 МТ и 12 единиц техники наземного обеспечения. Ее главным предназначением являлось авиационно-транспортное обеспечение контрольной миссии ООН.

При проведении миротворческой операции в югославском крае Косово для действий в интересах трех российских батальонных тактических групп общей численностью 971 человек на аэродроме Слатина была размещена 27-я авиационная группа. В ее составе было: одно звено вертолетов Ми-24 (4 единицы) и два звена вертолетов Ми-8 (7 единиц). Авиагруппа предназначалась для «обеспечения батальонных тактических групп воздушной разведкой, огневой поддержкой, целеуказанием, эвакуацией военнослужащих с блокпостов». К середине 2001 года состав авиагруппы уменьшился с 11 до двух вертолетов.

Доукомплектование авиационных подразделений и частей, предназначенных для участия в миротворческой операции, осуществлялось на добровольной основе, будь-то летным, инженерно-техническим составом либо другими специалистами. При этом подбирались более подготовленные и имевшие опыт боевых действий в предыдущих локальных войнах и вооруженных конфликтах в аналогичных условиях экипажи. Авиационная техника выделялась также более качественная с необходимым ресурсом вертолета и двигателя. Подбиралась более совершенная и техника обеспечения. Особенно жесткие требования к личному составу и состоянию техники предъявлялись при их отправке для участия в операциях, проводившихся по плану Совета Безопасности ООН.

Перед отправкой подразделений и частей армейской авиации в район проведения миротворческой операции с личным составом проводились подготовка и обучение для действий в составе коллективных сил по поддержанию мира. Они осуществлялись с учетом богатого опыта войны в Афганистане, конфликтов в Чеченской Республике и других войн и вооруженных конфликтов, в которых эффективность боевых действий вертолетных экипажей существенно зависела от качества их доподготовки, проводившейся в специальном центре или на аэродроме постоянного базирования. В целях придания процессу подготовки и обучения боевых и обеспечивающих авиационных частей и подразделений системного характера руководители государств СНГ подписали 19.01.1996 г. «Решение о порядке подготовки и обучения воинского и гражданского персонала государств — участников СНГ, выделенного в состав коллективных сил по поддержанию мира». В соответствии с этим решением были созданы два центра по подготовке непосредственно миротворческих сил.

Подготовка и обучение организовывались и осуществлялись с учетом: специфики предстоящих действий миротворцев в операции; особенностей физико-географических и климатических условий; уровня развития района проведения операции в авиационном отношении; нюансов тактики вооруженных формирований конфликтующих сторон, в том числе, тактики партизанских действий; наличия у противоборствующих сторон, как правило, однотипной техники и экипировки; наличия у них самолетов и вертолетов, а также наземных средств ПВО.

Личный состав обучался: действиям в секторах и зонах ответственности (безопасности) во взаимодействии со своими наземными силами и силами союзников; решению задач гуманитарного характера(перевозка грузов, сопровождение воздушных и наземных транспортных средств, разведка маршрутов перевозки гуманитарных грузов и мест их доставки); преодолению противодействия наземных средств ПВО, имевшихся у враждующих сторон; оперативному поиску и нанесению точечных ударов по объектам вооруженных формирований, не допуская потерь среди мирных жителей.

Особое внимание обращалось на изучение нормативно-правовых актов, регламентирующих применение авиации в миротворческих операциях как в составе коллективных сил СНГ, так и ООН, уставов миротворческих сил, техники и тактики будущих союзников по коллективным силам.

Большое значение придавалось выработке у руководящего состава частей и подразделений высоких морально-психологических качеств, необходимых для выполнения задач миротворческой миссии: мужества, выносливости, выдержки, гибкости, инициативы, самодисциплины, объективности,непредвзятости.

Подготовка и обучение авиаторов специфике миротворческой деятельности продолжались и в ходе самой операции по поддержанию мира.

Авиационные части и подразделения перебрасывались в район проведения операции с применением различных способов: как воздушным, так и железнодорожным или морским транспортом. Они прибывали в район конфликта, как правило, уже в ходе вооруженного противостояния конфликтующих сторон или временного перемирия. Это обстоятельство предъявляло особые требования к выбору аэродромов и площадок базирования вертолетов, мест для их стоянки, площадок для развертывания техники обеспечения, помещений для размещения личного состава, органов и пунктов управления, а также складирования материальных средств.

Сложная наземная обстановка вынуждала немедленно организовывать охрану и оборону аэродромов, принадлежащих российским авиагруппам.

Вместе с тем развертывание миротворческой операции и прибытие авиагруппы в разгар вооруженного конфликта облегчало решение ряда вопросов, касающихся организации и осуществления перебазирования подразделений и частей вертолетов в «горячую точку» и начала их миротворческой деятельности. В частности, к этому времени руководству ВС, СВ и ВВС уже были известны многие составляющие условий предстоящих действий авиации: техника и тактика войск враждующих сторон, численность вооруженных формирований, физико-географические и климатические условия, потребность в силах авиации, наличие и качество средств ПВО у противоборствующих сторон.

Замена авиационных подразделений и частей, участвовавших в операции по поддержанию мира, производилась, как правило, через 6 месяцев, а иногда и через 1 год, в зависимости от сложности задач, решавшихся авиагруппой. Этот процесс осуществлялся в течение нескольких лет, пока не завершалась операция, что позволяло «пропустить» путем ротации через «горячие точки» не один десяток подразделений и частей армейской авиации.

Задачи армейской авиации. В зависимости от характера действий подразделений и частей, вооруженных вертолетами, их задачи можно условно разделить на четыре группы.

К первой группе следует отнести задачи, связанные с созданием группировки российских войск в районе проведения операции и поддержанием ее боевой готовности на требуемом уровне.

Вторую группу составляют задачи, связанные с контролем за разоружением, демобилизацией и интеграцией в мирную жизнь бывших участников боевых действий, осуществлением инспекций международными комиссиями взрывоопасных районов, доставкой их на переговоры с представителями враждующих сторон.

В третью группу входят задачи, связанные с гуманитарной помощью мирному населению враждующих сторон (доставка продовольствия,одежды, медикаментов, специалистов, эвакуация больных и раненых и др.).

Четвертая группа — это боевые задачи, характерные для войсковых операций и боя.

Задачи планировались по этапам (фазам) миротворческой операции и миссии в интересах, главным образом, наземных коллективных сил и выполнялись в тесном взаимодействии с ними.

Таким образом, руководство и личный состав отечественной армейской авиации приобрели в миротворческих операциях опыт решения многих задач.

Записи

Страницы

Медиафайлы