Бронепоезд «Сухопутным броненосцем» был назван бронепоезд, построенный путиловскими рабочими и отправленный в составе сводного отряда в середине ноября 1917 года из Петрограда на помощь революционной Москве.
Много ли от него, имевшего лишь по две зенитки на каждой площадке и не защищавшего даже от пуль, могло быть проку? Как показали ближайшие события, немало. Эти события начали разворачиваться на станции Тосно. Здесь руководители штаба эшелона большевики Ф. Ф. Раскольников, Н. А. Ховрин, Д. Ф. Ильин-Женевский и матрос А. Г. Железняков получили сообщение о том, что от Новгорода к Чудову, стремясь прорваться к Москве, следует бронепоезд противника. Появилась дерзкая мысль захватить его.

Дерзкой она выглядела потому, что вражеский бронепоезд представлял собой внушительную силу. «Это были роскошные, оборудованные по последнему слову техники, - вспоминал Ф. Ф. Раскольников, - обшитые толстой броней гигантские «черепахи». Из них выглядывали жерла двух трехдюймовых орудий и шестнадцати пулеметов австрийской системы». Но это революционных моряков не смутило. Они не отказались от своей идеи, а реализовали ее неподалеку от Бологого. У станции Куженкино был разобран большой участок пути. Преследуемый бронепоезд противника оказался в западне. Его командованию был предъявлен ультиматум: либо сложить оружие, либо с советского бронепоезда будет открыт огонь на уничтожение. Ультиматум был принят. Ранним утром бронепоезд большевиков и бронепоезд, отбитый у врага, прибыли в Москву...

В фондах Центрального государственного архива ВМФ СССР хранится немало сведений о бронепоездах, на которых в годы гражданской войны сражались представители флота. Например, бронепоездом № 4 - «Полупановцы» (в литературе больше известном под названием «Свобода или смерть!») командовал матрос с эсминца «Фидониси» А. В. Полупанов, ставший впоследствии командующим Днепровской военной флотилией. В 1918-1919 годах на разных фронтах воевал бронепоезд № 38 - «Черноморский», командиром, а затем комиссаром которого был черноморский матрос с линкора «Евстафий» В. В. Ковальский, делегат II съезда Советов.

Помимо отдельных бронепоездов, создавались и целые соединения. Одно из них Заднепровская бригада - появилось в ходе боев за освобождение Украины. 3 января 1919 года отряд в составе 300 матросов под командованием девятнадцатилетнего черноморца большевика С. М. Лепетенко прибыл из Нижнего Новгорода на бронелетучке № 8, вооруженной четырьмя 75-миллиметровыми и двумя 37-миллиметровыми орудиями, в распоряжение командующего Украинским фронтом В. А. Антонова-Овсеенко. Боевое крещение отряд получил в сражениях с немцами под Мерефой. Вот что сообщалось об этом в штаб Волжской военной флотилии: «Первый бой был очень удачный. Заняли Meрефу, потерь нет... В бою отличился наш бронепоезд, который двинул вперед армию...»

В боях за Донбасс, помимо бронелетучки № 8, участвовал и другой бронепоезд моряков - № 10. А когда в состав отряда вошел третий, а затем и четвертый бронепоезд, встал вопрос о его реорганизации в бригаду. В мае 1919 года Заднепровская бригада приняла активное участие в боях за освобождение Крыма, где пополнилась еще четырьмя бронепоездами и бронелетучкой. А в конце июня в состав выросшей из бригады дивизии входило уже 9 бронепоездов, личный состав которых насчитывал около 900 закаленных в боях моряков. Основную силу дивизии составляли тяжелые бронепоезда, одетые в Севастополе в корабельную броню и оснащенные корабельными орудиями. По-разному сложились судьбы моряков «сухопутных броненосцев». В бою за станцию Верховцево погиб командир бронепоезда «Имени Худякова» легендарный герой гражданской войны матрос А. Г. Железняков. Стал знаменитым писателем возглавлявший в Заднепровской бригаде следственную комиссию по борьбе с контрреволюцией В. В. Вишневский. В мастерских этой бригады трудился И. Д. Папанин, который прославился впоследствии как полярный исследователь. Командир Заднепровской дивизии С. М. Лепетенко стал советским дипломатом.