Первый броненосец Броненосцы в России строились еще в девятнадцатом веке. Было это делом сложным, а появление каждого броненосца - большим событием. Примером того может быть любопытная судьба «Петра Великого», русского броненосца, «дожившего» до семидесятых годов нашего столетия.

24 мая 1869 года в Санкт-Петербурге на верфи Галерного острова (ныне Адмиралтейский завод) состоялась торжественная закладка броненосца «Крейсер», спроектированного адмиралом А. А. Поповым. Этот броненосец был первым в мире брустверно-башенным кораблем. Броненосец нового типа был двухбашенным и имел высокий борт, что в значительной степени улучшало его мореходные качества. Главным же достоинством нового корабля было то, что орудийные башни с поворотным механизмом, основание дымовых труб, котельные вентиляторы и рулевые рубки были защищены мощным броневым бруствером, возвышающимся над верхней палубой. Годом позднее такой же броненосец был спешно заложен и в Англии.

Корабль же в России вследствие новизны его проекта строился чрезвычайно долго, подвергался в процессе постройки всевозможным усовершенствованиям и переделкам. 30 мая 1872 года он был переименован в «Петр Великий». И сошел со стапели позднее английского броненосца. Водоизмещение нового российского броненосца было около 10 тысяч тонн, двигатели (две паровые машины) общей мощностью 10 тысяч лошадиных сил. «Петр Великий» мог развивать скорость до 15 узлов. Артиллерия броненосца состояла из четырех 12-дюймовых орудий в двух орудийных башнях, расположенных в диаметральной плоскости, и двух 9-дюймовых мортир в корме. Кроме того, было еще шесть 86-миллиметровых орудий на барбешах (по три с каждого борта). По системе бронирования корабль не имел себе равных. Английская печать пыталась доказать, что русский броненосец был спроектирован главным инженером английского военно-морского флота Э. Ридом. Но Э. Рид, человек честный и принципиальный, выступил на страницах газеты «Таймс» с опровержением: «...Позвольте опровергнуть то замечание, будто я составлял проект недавно спущенного в Санкт-Петербурге русского броненосца «Петр Великий». Этот проект - творение адмирала Попова, человека достойного как в мирное, так и в военное время... Было большой честью в отношении ко мне считать меня в Англии за составителя проекта этого судна, но я не имею никакого желания принимать на себя эту незаслуженную честь».

Вступив в строй в 1886 году в состав боевого ядра Балтийского флота, «Петр Великий» пробыл в нем тридцать лет. В 1906 году старый броненосец был капитально отремонтирован и переоборудован в специальный учебно-артиллерийский корабль, в качестве которого был в строю вплоть до самой Великой Октябрьской революции. В Советском Военно-Морском Флоте этот корабль использовался в качестве плавучего склада.