Военно-педагогическая система Суворова - уникальное явление в развитии военного дела в России. С появлением ее качественно укрепилось национальное начало в теории и практике воспитания и обучения войск.
Свою систему полководец выработал не сразу. Его работа в данном направлении началась в период командования Суздальским полком (1763-1768 гг.), а закончилась в месяцы последнего похода - в 1799 году. Она нашла отражение во многих суворовских документах - приказах, наставлениях, инструкциях, в том числе в его основном труде - «Наука побеждать». Важнейшей предпосылкой высокой эффективности системы подготовки войск являлась глубокая приверженность великого полководца идее национальной принадлежности. Суворов рассматривал свою военную деятельность как подлинно общественный долг, как служение Отечеству. «Мы его Отечества члены, должны ему себя жертвовать, устраивать к тому наши способности...» Именно в этом духе развертывался и процесс подготовки войск. Убежденность в глубокой правоте своей воинской линии он стремился донести до солдата.
Суворов ясно сознавал, какие высокие боевые качества можно выработать у солдата, развивая его природные способности. В то же время он стремился воспитать в солдате сознательное отношение к воинскому долгу и обязанностям. С этой точки зрения особое значение имеет вторая часть «Науки побеждать».
В «Словесном поучении солдатам о знании для них необходимом» Суворов рассказывает об основных принципах военного искусства (глазомер, быстрота, натиск), о видах боевых порядков и маневров, о штурмовых действиях, о порядке организации марша и так далее, то есть о вопросах, относящихся к кругу обязанностей военачальника, командующего крупным соединением войск. Но прежде всего ценность «Словесного поучения...» заключается в том, что полководец обращается к солдату как к равному, побуждает его размышлять, а не просто исполнять уставы. Суворов изучал солдатский быт и во многом следовал солдатскому опыту. Находясь на высших военных командных должностях, он знал многих ветеранов по именам и фамилиям, разговаривал с ними, собственноручно награждал. Его спартанский образ жизни являлся примером не только для рядовых, но и офицеров. Полководец постоянно заботился о солдатах. Характерной чертой системы Суворова является воспитание чувства национальной гордости. После победы при Купчине в сентябре 1794 года Суворов благодарит войска: «Вы богатыри! Вы витязи! Вы русские! Какую топь перелетели! Какие крепкие батареи взяли!..» «У неприятеля те же руки, Да русского штыка не знает!» - сказано в «Науке побеждать».