На вооружении «крылатой пехоты» - воздушно-десантных войск имеется БМД-1 - боевая машина десантная. Ее масса - 6,7 тонны. Экипаж состоит из 7 человек. Это командир машины, его заместитель, он же наводчик-оператор, механик-водитель, старший стрелок, пулеметчик, гранатометчик, помощник гранатометчика. Командир, механик-водитель и пулеметчик находятся в отделении управления, которое занимает всю носовую часть бронированного корпуса. В среднем размещаются другие члены экипажа во главе с наводчиком-оператором. Есть еще в машине и силовое отделение. Оно необитаемое, расположено в носовой части корпуса и отделено от среднего герметичной перегородкой.
Десантники очень гордятся этой машиной. А гордиться действительно есть чем. Машина БМД-1 - боевая, бронированная, гусеничная, плавающая, десантируемая с самолета парашютным или парашютно-реактивным способом. Уже из этого краткого определения видно, что данный образец отечественного вооружения наделен замечательными боевыми и тактическими качествами.
Начнем с важнейшего, которое по праву поставлено на первое место: машина БМД-1 - боевая. Это определение предельно понятно: создана она для ведения боевых действий, имеет соответствующее бортовое вооружение. Уровень огневой мощи БМД-1 очень высок. И под словами «соответствующее бортовое вооружение» подразумевается орудие, комплекс ПТУР, 4 пулемета (из них 3 - танковые), ручной противотанковый гранатомет, 5 автоматов, 20 гранат. Автоматы АКМС, ручной пулемет РПКС, гранатомет РПГ-7Д и ручные гранаты Ф-1 являются личным оружием экипажа.
Орудие на БМД-1 калибра 73 мм, гладкоствольное, полуавтоматическое. Предназначено для уничтожения живой силы и огневых средств противника. Может быть использовано для борьбы с танками и другими бронированными целями. Дальность прямого выстрела - до 765 м. Наибольшая прицельная дальность - 1300 м. Скорострельность - до 6-7 выстрелов в минуту. Заряжание хотя и ручное, но сочетается с механизированной боеукладкой конвейерного типа, расположенной на вращающейся платформе в среднем отделении. Принцип конструкции несложен. На «бесконечной» ленте конвейера установлены гнезда для артиллерийских выстрелов. Их 40. Это и есть боекомплект орудия. При включении привода конвейер перемещается, и артиллерийские выстрелы один за другим подаются к рабочему месту наводчика-оператора. Бери и заряжай.
С орудием спарен пулемет ПКТ (пулемет Калашникова танковый) калибра 7,62 мм. Благодаря использованию совершенного прицела его наибольшая прицельная дальность достигает 1300 м. Боевая скорострельность - 250 выстрелов в минуту, питание патронами ленточное. Обратим внимание на одну важную особенность. Здесь применена специальная укладка пулеметных лент, что позволяет вести стрельбу из пулемета без перезаряжания до полного израсходования всего боекомплекта в 2000 патронов. Рядом с орудием, над ним, находится малогабаритная оперенная ракета. Это и есть комплекс ПТУР (противотанковая управляемая ракета). Назначение его вполне определенное: борьба с подвижными и неподвижными бронированными целями. Для БМД, действующей в тылу противника, это имеет первостепенное значение. В любой самой сложной обстановке десантники могут принять смелое решение и вступить в единоборство с танком, самоходной артиллерийской установкой, бронетранспортером. Наводчик-оператор может поражать цели на дальностях от 1000 до 3000 м. В исключительных случаях, диктуемых боевой обстановкой, допускается стрельба на дальность 500-1000 м. Комплекс ПТУР состоит из миниатюрного пускового кронштейна и направляющей с ракетой. Пусковой кронштейн установлен на подвижной бронировке и лафете орудия. А направляющие в комплекте с ракетами находятся в боеукладках внутри машины. Их три, они и составляют боекомплект.
Назначение курсовых пулеметов - их два - стрельба по наземным целям, главным образом по живой силе, открытым огневым точкам и легкобронированным целям. Пулеметы тоже марки ПКТ и тоже калибра 7,62 мм. Так что у всех трех пулеметов практически одинаковые тактико-технические характеристики. Но есть и отличие. У курсовых пулеметов наибольшая дальность стрельбы с помощью прицела - до 800-1000 м. Число патронов в ленте - 250.
Огневая мощь машины может быть дополнительно увеличена. За счет чего? Стрельбой экипажа из автоматов АКМС и ручного пулемета РПКС непосредственно из машины. Специально для этого оборудованы 3 амбразуры с шаровыми установками и смотровыми приборами: по одной на бортах машины в средней части корпуса, третья - в крышке кормового люка. Бортовые установки могут закрываться и открываться вручную броневыми заслонками, а кормовая - пробкой.
Какое же воздействие на противника способна оказать одна БМД-1, если она действует «автономно»? В 1 минуту на данном участке БМД-1 может выпустить прицельно до 7 снарядов и более 1000 пуль. Но есть еще одно обстоятельство. И вооружение и экипаж размещены в машине столь рационально, что вокруг нее в любую минуту можно создать зону сплошного огня.
БМД-1 обладает хорошей проходимостью. Длина опорной поверхности гусеницы составляет 2,8 м, отсюда весьма незначительное давление на грунт, его среднее значение имеет величину примерно 0,5 кгс/см2, что соответствует давлению на грунт взрослого человека. Вывод - где солдат пройдет, там пройдет и БМД-1.
Клиренс (дорожный просвет, расстояние от поверхности земли до наиболее низко расположенных точек конструкции машины, до днища) - у нее регулируемый. Он влияет на проходимость машины при ее движении по бездорожью, в том числе по заболоченным местам, сугробам, пням, по дорогам с глубокими колеями. Механик-водитель, не выходя из отделения управления, может изменить клиренс от 100 до 450 мм. Для этого достаточно на центральном щитке перевести рычажок переключателя в положение «Подъем» или «Опускание».
Таким же путем можно изменять степень натяжения гусениц. Что это дает? Оказывается, улучшается амортизация БМД-1 и ее проходимость, уменьшается сопротивление машины при движении на плаву.
При преодолении машиной искусственных и естественных препятствий она способна одолеть углы при подъеме - до 32 и крене - до 18 градусов. Так как БМД-1 плавающая, то имеет смысл назвать и такие специфические показатели: угол входа с берега в воду - 30°, а угол выхода из воды - до 25°. БМД-1 способна двигаться на плаву вперед со скоростью до 10 км/ч, задним ходом со скоростью 1,5 км/ч. Запас хода по топливу на плаву составляет от % до 116 км.
Откуда же такие возможности? Все дело в том, что в десантной машине конструкторы применили водометные движители. До сих пор мы имели понятие о гусеничном движителе, а теперь столкнулись с водометным. Значит, метает воду? В буквальном смысле слова - да. Вспомним, за счет чего ракета устремляется вверх. Здесь работает реактивный двигатель. С огромной скоростью он выбрасывает раскаленные газы. Как говорят механики, осуществляется принцип прямой реакции: частицы газа летят в одну сторону, ракета - в противоположную.
Вот подобный реактивный аппарат и использован в конструкции машины. Осевой водяной насос закачивает воду, и она через водопроточные трубы выбрасывается наружу, создается реактивная сила, которая движет БМД-1 вперед. На машине установлены два водометных движителя - вдоль каждого борта корпуса.
Что касается подвижности машины, то и она характеризуется очень хорошими показателями. По сухой грунтовой дороге БМД-1 может двигаться со скоростью до 35 км/ч, а по шоссе - до 61 км/ч. Запас хода по топливу достаточно велик - до 500 км. Боевая машина десантная хорошо приспособлена для действия в лесу, населенных пунктах. Радиус поворота у нее составляет всего 2380 мм. Механик-водитель может на «пятачке» развернуть машину.
Такие качества являются весьма ценными в бою, когда порой нужно сделать рывок в сторону, резко сманеврировать, броском выйти из-под обстрела и т. п. Выше, когда давалось определение машины, указано, что она может десантироваться парашютным или парашютно-реактивным способом. Что это такое? Если сказано - парашютным способом, то вроде бы понятно: спустить на парашюте. Однако одно дело, когда прыгает десантник массой менее 100 кг, притом живой человек, способный управлять парашютом, оценивать обстановку, в общем, действовать. И совсем другое дело, когда парашютным способом десантируется тяжелая боевая техника. Напомним еще раз - масса БМД-1 составляет 6,7 т. Здесь есть свои особенности и трудности, которые в общем-то успешно решены. Но сказано также, что десантирование может быть осуществлено и парашютно-реактивным способом. Вот об этом и поговорим подробнее.
«Непосредственно у земли сработали двигатели мягкой посадки, и спускаемый аппарат космического корабля благополучно приземлился в заданном районе территории СССР» - такая информация уже никого не удивляет, обычное дело. Но нас интересуют здесь двигатели мягкой посадки, потому что нечто подобное приспособлено и для десантирования БМД-1. Конструкторы разработали парашютно-реактивную систему, задача которой бережно, в целости и сохранности донести боевую машину с огромной высоты на землю.
В ее составе - две основные части: парашютная система и реактивный двигатель. Работают они последовательно. Еще на земле БМД-1 устанавливается на грузовую платформу, а сверху на машину укладывается и закрепляется парашютно-реактивная система. Здесь не случайно употреблено слово «система», так как в нее действительно входит несколько парашютов, каждый из которых выполняет строго определенные функции. Допустим, самолет прибыл в район выброски десанта, набрал заданную высоту, взял установленный курс. Открывается грузовой люк, и через некоторое время раздается команда: «Пошел». Первым вступает в действие вытяжной парашют. Он выбрасывается из самолета; его купол, размером примерно 2-3 м2, моментально наполняется воздухом и рывком вытягивает грузовую платформу из самолета. Есть еще и поддерживающий купол, у которого вспомогательная задача. Он как бы поддерживает вытяжной купол, не дает ему погаснуть. Платформа пошла к земле, и в это время начинает работать стабилизирующий парашют. Его купол наполняется воздухом, и скорость снижения платформы достигает 50-60 м/с. На заданной, «запрограммированной» высоте отделяется стабилизирующий парашют и наполняются воздухом купола основных парашютов, площадь каждого из которых без малого 1000 м2. Платформа начинает снижаться со скоростью 15-20 м/с.
Также по программе готовится к работе реактивный двигатель. Генератор вырабатывает электрический ток. Одновременно разворачиваются и занимают вертикальное положение внизу платформы специальные датчики двигателя. Как только они коснутся земли, замыкается электрическая цепь, срабатывают пиропатроны и начинает гореть пороховой заряд двигателя. В целом реактивный двигатель работает очень короткое время, буквально несколько десятых долей секунды, но развивает значительную тягу - примерно 20 т. Направлена она вертикально вверх. За счет этого грузовая платформа с машиной касается земли, как иногда говорят, с нулевой скоростью.
Машина оснащена совершенными приборами прицеливания и наблюдения, благодаря которым существенно повышаются огневые возможности вооружения. Причем не имеет никакого значения, в каких условиях ведется стрельба - днем или ночью. Поражение целей гарантировано, потому что их поиск и прицеливание из орудия и спаренного пулемета производятся с помощью перископического комбинированного прицела. Он, как говорят, «дневно-ночной», хорошо приспособлен к эксплуатации в различных погодно-климатических условиях. И в первую очередь за счет несложной и удачной конструкции осушки и обогрева наружных стекол. Пред-усмотрена также стеклянная заслонка - она надежно защищает входное окно прицела от копоти, температурных воздействий при пусках ПТУР. Есть также механический очиститель, который установлен снаружи. Имеется шторочный механизм защиты от засветок. Дело в том, что ночной прицел - бесподсветочный электронно-оптический прибор высокой чувствительности. Как только ночью внезапно возникнет какая-либо мощная световая вспышка, обязательно сработает этот механизм. Шторка закроется и защитит прицел от работы в перенапряженном режиме.
И последнее о БМД-1. Ее корпус имеет отличную герметизацию. Благодаря этому надежно работает система коллективной защиты экипажа от воздействия радиоактивной пыли и отравляющих веществ, ему обеспечиваются нормальные условия обитаемости. На машине установлены также автоматическая система противопожарного оборудования, система дымопуска, водооткачивающие средства. Все это заметно повышает живучесть боевой десантной машины и ее защищенность.