Ленд-лиз - система передачи Соединенными Штатами Америки взаймы или в аренду военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, других различных товаров и услуг странам - союзникам по антигитлеровской коалиции. В двустороннем соглашении стран, получавших по ленд-лизу помощь, предусматривалось, что материалы, уничтоженные, утраченные или потребленные во время войны, не подлежат после ее окончания никакой оплате. Оставшиеся материалы, пригодные для гражданского потребления, должны быть оплачены полностью или частично на основе долгосрочных американских кредитов, а военные материалы США могут затребовать обратно.
Осуществляя поставки по ленд-лизу, монополисты США преследовали и определенные экономические цели - они богатели на войне, значительно расширяли производство. Выгоды, которые ленд-лиз принес, по словам президента Ф. Рузвельта, нельзя оценить «в каких-либо цифрах в долларах, поскольку расчет охватывает как человеческие жизни, так и материальные ресурсы». А его преемник, Г. Трумэн, заявил, что «каждый русский, английский или австралийский солдат, который получал снаряжение по ленд-лизу и шел в бой, сокращал военные опасности для нашей собственной молодежи».
Закон о ленд-лизе был принят конгрессом США 11 марта 1941 года. А первый протокол о военных поставках в СССР по ленд-лизу был подписан только спустя семь месяцев на Московской конференции. В составе боевой техники, поставляемой в СССР, определенное место занимали самолеты. Доставка их осуществлялась как путем перегонки по воздушным трассам через Аляску, Иран, Ирак, так и на торговых судах в порты Мурманск, Архангельск, Владивосток с дальнейшей их сборкой на территории нашей страны. Для перегонки в Советский Союз по воздуху импортных самолетов у нас были созданы специальные авиационные полки.
Безусловно, помощь союзников по ленд-лизу сыграла определенную положительную роль в оснащении Советской Армии вооружением и боевой техникой, в том числе и авиационной. Однако поставки по ленд-лизу были крайне нерегулярны. Так, согласно первому протоколу США и Великобритания обязались направлять Советскому Союзу с 1 октября 1941 по 30 июня 1942 года ежемесячно 400 самолетов (100 бомбардировщиков и 300 истребителей). Однако до конца 1941 года Америка поставила только 204 самолета. С октября по декабрь 1941 года Англия отправила в СССР 669 самолетов вместо 800. К началу Московской битвы, когда мы остро нуждались в помощи, удельный вес импортных самолетов в составе авиации фронтов составлял менее одного процента.
Программа поставок не выполнялась по ряду причин, но главным образом из-за стремления союзников затянуть исполнение обязательств, дождаться результатов битвы. Поставки из США и Англии поступали не только нерегулярно, но и разрозненными партиями, в неудовлетворительном состоянии. В книге «Переписка Председателя Совета Министров СССР с Президентом США и Премьер-Министром Великобритании» говорится: «...танки, артиллерия и авиация приходят в плохой упаковке, отдельные части артиллерии приходят на разных кораблях, а самолеты настолько плохо упакованы, что мы получаем их в разбитом виде».
Позднее, правда, количество поставляемых в СССР военных материалов несколько возросло. В 1942 году США направили в Советский Союз 2505 самолетов, а в 1943 году - 6731. На этом основании многие англо-американские историки делают вывод, что, не будь материально-технической поддержки со стороны США и Англии, ни боевой опыт Красной Армии, ни героизм советских тружеников тыла, дескать, не решили бы исход Сталинградской, ни Курской битв. Но факты опровергают этот лживый вывод.
Начиная с лета 1942 года военное производство в нашей стране неуклонно возрастало и уже к концу 1942 года удовлетворяло потребности советских войск. Советская военная промышленность, опираясь на прочную материальную базу страны, в своем развитии опережала и США, и Англию, и Германию по количеству среднегодовой продукции важнейших видов вооружения и техники, уступая США лишь в производстве самолетов. Так, наша авиационная промышленность не только восстановила утраченные при вынужденном отступлении мощности, но и значительно превысила их. В 1942 году было выпущено 21 700 самолетов, в 1943-м - 29900, в 1944-м - 33 200, в 1945 году (январь - август) - 19 100 машин. Таким образом, поставки союзников служили лишь незначительным дополнительным источником снабжения наших Вооруженных Сил. Весной же 1943 года, как известно, США и Англия приостановили отправку конвоев с боевыми грузами в наши северные порты (сначала до сентября, потом до ноября). В результате общий объем грузов, направляемых в тот период через Баренцево море, составил лишь около десятой части запланированного. Крупнейшие операции и битвы, включая и Курскую, Советская Армия проводила с помощью боевой техники почти целиком отечественного производства.