В 1834 году, когда в русском флоте еще не было ни одного судна, сделанного из металла, да и к самой идее металлического кораблестроения высшие чины флота относились с недоверием, на Александровском литейном заводе на воду был спущен необычного вида корабль. Плавая по глади Финского залива, он вдруг неожиданно исчезал под водой, потом снова появлялся и опять исчезал, заставляя наблюдателей затаивать дыхание и считать секунды, минуты и гадать: всплывет или не всплывет?
Это была подводная лодка, целиком сделанная из металла. И спроектировал ее генерал-адъютант А. А. Шильдер. Что же представлял собой этот подводный корабль? Клепаный корпус увенчивался двумя башнями, лю-
ки которых герметически прикрывались крышками. В особых углублениях корпуса размещались сорокапудовые гири. Уравновешивая корпус корабля, они то держали его на поверхности, то затягивали под воду, а то, будучи опущены на дно, позволяли кораблю полностью всплыть в надводное положение. Одна башня имела устройство наподобие перископа, а через особую трубу в другой внутрь судна нагнетался воздух. За тридцать секунд вентиляторы нагнетали запас воздуха, необходимый для часового плавания одиннадцати человек экипажа. Подводная лодка была вооружена шестью трубами с ракетами для подводного старта и вынесенным вперед гарпуном с подвязанной к нему миной. Гарпун предназначался для протаранивания корпуса вражеского судна, после чего мина по проводам подрывалась от гальванической батареи. Первый металлический корабль русского флота был и первым подводным ракетоносцем.