Изобретение парашюта Развитие авиации не обходилось без жертв. Нелегко далось человеку покорение воздуха. Словно ограждая небесные просторы от вторжения крылатых смельчаков, воздушная стихия обрушивала на них всю ярость и чуть ли не каждый день вырывала из их рядов сильных, мужественных, бесстрашных. Во всем мире велся поиск спасательных средств, таких же надежных и простых при воздушных авариях, какими при морских авариях являются спасательные пояса.

Во всем мире создавались проекты парашютов, но первый действующий ранцевый парашют был создан в России. «Длинный и скорбный синодик славных жертв в авиации натолкнул меня на изобретение весьма простого и полезного прибора для предотвращения гибели авиаторов в случае аварии в воздухе», - писал в 1911 году бывший артист Глеб Евгеньевич Котельников, создатель парашюта, принципиальная схема которого сохранилась до наших дней.

Прекрасно зная повадки иностранных агентов, зарившихся на каждое новое русское изобретение, Котельников удалился в новгородскую глушь и здесь в глубокой тайне проводил свои испытания. Он поднимал на воздушном змее куклу, к спине которой был привязан металлический ранец. В ранце, на полке, отделенной от дна двумя сжатыми пружинами, был сложен большой полотняный зонтик. На заданной высоте кукла отделялась от змея, в ту же секунду верхняя крышка ранца отбрасывалась, и парашют, вытолкнутый высвобожденными пружинами, раскрывался огромным куполом над куклой, плавно опускавшейся на землю.

27 октября 1911 года Котельников подал в комитет по изобретениям заявку на патентование изобретенного им парашюта. Тогда же он предложил свое изобретение военному ведомству. Но военное ведомство не признало за парашютом Котельникова права на существование. Так и не смог Котельников убедить высоких начальников принять парашют на вооружение российской авиации. Комиссия военного министерства забраковала его проект, наложив на докладе Котельникова резолюцию:
«За ненадобностью...»

Не смог Котельников и уберечь свое изобретение. Один из иностранных агентов, некто Ломач, сумел втереться к Котельникову в доверие, предательски завладеть его чертежами. Через некоторое время за границей был организован массовый выпуск парашютов. И эти-то «заграничные» парашюты сразу же завоевали признание высшего и высочайшего русского начальства. В дни войны с Германией царское правительство уплатило иностранным промышленникам немало тысяч рублей за право изготовлять в Петрограде на заводе «Треугольник» парашюты Котельникова.