О вопросах разработки и применения математических моделей перегруппировки войск, позволяющих не только сократить время работы органов управления войсками на выработку решения, но и повысить его обоснованность.

Перегруппировка войск представляет собой совокупность согласованных по цели, задачам, месту и времени перемещений соединений,частей и подразделений, проводимых по единому замыслу и плану в целях создания группировки, необходимой для отражения вторжения агрессора, усиления войск, действующих на главном направлении, и создания ударных группировок на новых направлениях.

Планирование перегруппировки должно базироваться на предвидении возможного развития обстановки, объективных оценках и точных расчетах с широким использованием средств автоматизации и современных информационных технологий для выбора обоснованных способов перегруппировки войск и определения ожидаемых результатов выполнения поставленных задач.

Резко возросшие возможности потенциального противника по разведке и поражению войск, разрушению инфраструктуры и, в частности, путей сообщения оказывают существенное влияние на подготовку и проведение перегруппировки, которая в современных условиях приобретает характер своеобразной операции, проводимой в интересах своевременного вывода своих войск в заданный район при максимальном сохранении их боеспособности.

Успех перегруппировки во многом определяется правильным и своевременным принятием решения и выбором рационального способа ее осуществления.

Повышение требований к эффективности принимаемых решений, рост числа учитываемых факторов и объема исходной информации, информационное противодействие противника вызвали настоятельную необходимость разработки и применения в штабах математических моделей и задач, позволяющих оценивать принимаемые решения и обеспечивать разработку обоснованных планов перегруппировки войск.

В настоящее время не существует методов выработки оптимально сформулированной задачи в целом, а сама разработка таких методов представляется проблематичной вследствие необходимости учета большого числа оперативных ограничений (требований).

Практически приемлемым является создание в рамках математической модели комплекса расчетно-оптимизационных задач, соответствующих рас-четно-аналитической деятельности штаба на этапах оценки обстановки, формулирования замысла и окончательного принятия решения.

В качестве основного критерия эффективности решения сформулированной задачи предлагается принять суммарный боевой потенциал группировки войск, которая может быть создана в заданном районе к установленному сроку.

Данный критерий позволяет с достаточной степенью достоверности оценивать участие в перегруппировке большого числа различных по предназначению и боевым возможностям частей и подразделений, динамику сил и средств в районе оперативного предназначения с учетом потерь в ходе выдвижения, а также возможность своевременного создания необходимой группировки.

Естественно, что использование такого обобщенного критерия в практической деятельности штабов в процессе планирования не только не исключает, но и предполагает применение частных (вспомогательных) показателей, позволяющих оценить элементы решения (параметры) при их определении.

И поскольку для достижения успеха перегруппировки должны быть удовлетворены требования четырех факторов (времени, пространства, затрат и боеспособности), то вся совокупность частных показателей эффективности должна быть условно разделена на следующие группы: временные показатели, пространственные показатели, показатели расхода и показатели ущерба.

Исходя из этого модель перегруппировки должна объединять четыре задачи, каждая из которых предназначена для моделирования соответствующей группы показателей.

Формализация частных задач, приведенных на рисунке 1, должна отражать основные оперативные и ресурсные ограничения процесса перегруппировки, к которым, в первую очередь, относятся: связь с предстоящими боевыми задачами, возможности транспортной сети, выделенное количество транспортных средств, а также сил и средств обеспечения, возможности противника по разрушению объектов коммуникаций и поражению выдвигающихся войск. А их решение должно базироваться на использовании методов теории боевой эффективности, теории исследования операций, теории графов и теории вероятностей.

Так решение задачи расчета пропускной способности совокупности маршрутов перегруппировки основано на методе построения максимального потока на графе транспортной сети. Учет же топологии сети позволяет ориентировочно задавать границы полосы перегруппировки и расширять их для обеспечения требуемой пропускной способности.

Решение задачи определения продолжительности перегруппировки базируется на методе последовательной оптимизации первоначального плана распределения войск по маршрутам с учетом максимальных возможностей видов транспорта и маршрутов.

Решение задачи расчета ожидаемого расхода материальных средств предполагает использование агрегированных результатов детального математического моделирования процесса перегруппировки, которое позволяет получать обоснованные нормативы для определения потребностей войск в горючем, а также для оценки необходимого количества подвижного состава.

Особенность решения задачи прогнозирования потерь и задержек войск заключается в том, что войсковые объекты не являются стационарными, они изменяют свое положение и состояние во времени и пространстве. Кроме того, объекты транспортной сети, подвергшиеся воздействию противника, могут восстанавливать свои функции после разрушения. Решение этой задачи нацелено не только на прогнозирование процесса перегруппировки, но и на оценку и учет наиболее опасных для нас вариантов противодействия противника.

Достижение главной цели планирования обеспечивается последовательным решением частных задач в соответствии с сущностью, а также с особенностями планирования и осуществления перегруппировки. Величина главного критерия эффективности оценивается путем согласованного и упорядоченного проведения расчетов с использованием частных задач модели.

Последовательность решения частных задач модели, позволяющая проводить расчет и оптимизацию общего критерия эффективности и определять основные показатели плана перегруппировки в условиях воздействия противника, а также взаимосвязь частных задач, показателей и информации в процессе моделирования приведены на рисунке 2.

С получением директивы (боевого приказа) уясняется поставленная задача, задается исходная информация для моделирования, в частности, указывается состав и построение войск, исходный и конечный районы, граница полосы перегруппировки, определяется режим расчетов на модели применительно к этапам работы штаба.

Так,например, на этапе оценки обстановки модель позволит рассчитать параметры транспортной сети в полосе перегруппировки; максимальное количество сквозных маршрутов, их протяженность и пропускную способность, грузоподъемность мостов, наличие барьерных рубежей.

На этапе выработки замысла с помощью модели могут быть определены основные перегруппировки: ее продолжительность, величины суточных переходов,темп перевозки войск, ожидаемый расход горючего и требуемый подвижной состав.

Определяя замысел, необходимо знать не только то, что выбранный вариант перегруппировки обеспечивает достижение цели, но и то, что он выполним в сложившейся обстановке. Для решения этого вопроса модель обеспечит расчет ожидаемых потерь и задержек войск при проведении перегруппировки в условиях воздействия противника.

На этапе принятия решения модель выдает информацию, необходимую для постановки задач подчиненным войскам: рациональный способ перегруппировки, распределение войск по маршрутам и графики перемещения частей и подразделений, потребности войск в средствах обеспечения.

Кроме того, в модели должна быть предусмотрена возможность после анализа полученных рекомендаций уточнить предыдущее решение, т. е. обратная связь, объединяющая этапы оценки обстановки, выработки замысла и принятия решения в единый творческий процесс взаимодействия человека с вычислительной техникой.

Эффективность применения моделирования в практике войск в настоящее время обеспечивается не только всесторонней информатизацией работы командиров, штабов и других органов управления во всех уровнях иерархии, но и реализацией классических требований к штабным математическим моделям: представление исходной информации и результатов решения в терминах и понятиях, используемых в штабе; тщательный учет технологии работы штаба, обеспечение удобства работы, возможности контроля и управления процессом моделирования; обеспечение возможности адаптации математического аппарата к изменению нормативов и тактико-технических характеристик; существенный выигрыш во времени при эксплуатации модели по сравнению со временем, отводимым штабу для решения рассматриваемых вопросов, и т. д.

Реализация этих требований позволит создать условия для применения модели в целях дальнейшего повышения обоснованности и оперативности решений, принимаемых при планировании перегруппировок войск.