Из истории известно, что большую роль в разрушении кенигсбергских укреплений в Восточной Пруссии с 6 по 9 апреля 1945 года сыграла артиллерия большой и особой мощности, создателем которой являлся коллектив конструкторов, руководимый военным инженером 1-го ранга Ильей Ивановичем Ивановым. Им были созданы: 210-мм пушка, 280-мм мортира и 305-мм гаубица образца 1939 года.
Еще в 1938 году Иванов занялся разработкой систем полевой артиллерии большой и особой мощности. Ее калибры были утверждены Реввоенсоветом страны в 1926 году, когда признали целесообразным заменить иностранные образцы, как недостаточно мощные, отечественными. Но материально-технические возможности для их создания появились только в тридцатые годы, когда сказался общий рост технической оснащенности страны в результате выполнения первых пятилеток. Первым орудием большой мощности была 203-мм гаубица образца 1931 года, созданная А. Г. Гавриловым, Ф. Ф. Лендером и другими инженерами. Под руководством Иванова была создана 280-мм мортира - орудие особой мощности, принятое на вооружение Красной Армии. Ее конструкция представляла собой новый ствол, специально разработанный для мортиры и наложенный на лафет 203-мм гаубицы. Это было сильнейшее орудие ближнего боя, обладавшее высокими тактико-техническими данными и благодаря применению гусеничного хода достаточной проходимостью.
В 1939 году в конструкторском бюро И. И. Иванова были созданы также 210-мм пушка и 305-мм гаубица. И хотя они пошли на вооружение резерва Главного командования, серийный выпуск их задерживался. К началу Великой Отечественной войны Красная Армия имела ограниченное их количество. Показательны данные этих больших и мощных орудий: 210-мм пушка имела 133-кг снаряд с начальной скоростью 800 м/с, при дальности стрельбы в 29,4 км; 280-мм мортира - соответственно - 246 кг, 356 м/с и 10,7 км; 305-мм гаубица - 330 кг, 530 м/с, 16,6 км.
Все эти системы по сравнению с зарубежными имели лучшие тактико-технические данные. По боевым качествам они превосходили соответствующие зарубежные образцы, особенно в дальности стрельбы и мощности снаряда. Перевозились они на механической тяге.